Условия реализации программы:
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. Начальная школа МБОУ СОШ села Волчий Враг работает в режиме полного рабочего дня.
В МБОУ СОШ села Волчий Враг соблюдаются нормативы максимальной учебной
аудиторной нагрузки обучающихся, определенные БУПом и СанПиНами
· увеличено количество часов активно-двигательного характера в классах за счет динамической паузы;
· определен объем обязательных домашних заданий с учетом требований СанПиН;
· утверждены локальные нормативы текущей и итоговой аттестации;
· в календарном планировании прогимназии «Кристина» определены Дни здоровья (один раз в четверть)
Режим работы:
Устанавливается 6-дневная учебная неделя, в 1 классе – 5-дневная.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом – 3 месяца.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе - 35 минут;
во 2-4 классах - 45 минут.
Общая характеристика:
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
· с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
· с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (6,5 до 11 лет):
· центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
· развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
· личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
· метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
· предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс, в том числе с учётом образовательных и культурных потребностей российских немцев.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план.
В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формируются универсальные учебные действия;
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения с учётом наличия мультикультурной среды, определяющей отношения личности с обществом и окружающими людьми, терпимостью и толерантности к иному.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Воспитательная деятельность прогимназии осуществляется согласно раздела Программы развития прогимназии и Комплексной целевой воспитательной программы воспитательной деятельности «Развитие личности дошкольника и обучающегося в условиях бикультурной образовательной среды прогимназии» по основным направлениям: патриотическому, социально - нравственному и валеологическому и т.д.
Воспитательная работа строится на основе знакомства и изучения двух культур (русского и немецкого народа) через проведение национальных праздников, изучение обычаев и традиций русского и немецкого народа.
Специфика и технологии обучения
Основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися,
• организацию интеллектуальных и творческих конкурсов, проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа: модельный метод обучения - занятия в виде деловых игр
(уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и т.д.), метод case study - "разбор конкретных ситуаций, эвристический метод (метод вживания, метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод гипотез, метод «Если бы…», проектная деятельность, технология развивающего обучения, проблемное обучение, информационно – коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, исследовательские методы обучения, технология обучения в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, ситуативно-ориентированное обучение, личностно – ориентированное, технология разновозрастного обучения, система инновационной оценки «Портфолио».
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке классных руководителей и других педагогических работников;
Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития прогимназии, является идея обновления образовательной среды, посредством модернизации основных ее компонентов (условий, содержания, технологий);
· идея построения образовательной среды, как открытого пространства путем перехода от государственного к государственно - общественному управлению;
· идея европеизации образования.
Принципы построения и развития образовательной среды прогимназии:
· гуманистическая ориентация предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщение к универсальным ценностям культуры. Кроме того, гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность обучающегося как целостная система, которая сама способна обучаться;
· принцип непрерывности образования. Под непрерывным образованием, согласно концепции содержания непрерывного образования, нами понимается связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации, воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка;
· принцип культурологического подхода. Понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как представление каждому обучающемуся возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культур русского и немецкого народов;
· принцип интегративного подхода требует такого содержания, которое обеспечит целостность восприятия обучающимися окружающего мира, осознание разнообразных связей между объектами и явлениями, а также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку;
· принцип преемственности как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность, и получают развитие фундаментальные личностные качества дошкольника, которые служат основой его успешного обучения в начальной школе, а начальная школа строит свой педагогический процесс как преемник дошкольной ступени образования. Это реализуется в прогимназии, в том числе и за счет внедрения сквозных программ с целью исключения дублирования материала, совместного тематического планирования воспитателей подготовительных групп и педагогов первых классов, внедрения матричной структуры управления образовательным процессом;
· принцип дифференцированного подхода в отборе содержания образования, который требует учета способностей и возможностей обучающегося, индивидуального темпа его продвижения, реализуется путем создания благоприятных условий для развития дошкольников и младших школьников, как с высокой, так и с низкой обучаемостью, в том числе и за счет изменения традиционной формы организации детской деятельности группы, класса одного возраста на разновозрастную группу;
· принцип гуманитарного подхода рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности.
· принципы индивидуализации личностного развития ребенка. При формировании образовательной среды в прогимназии делается акцент не на выявление различий и приспособлений к ним воспитания, а на создание равных условий для развития у каждого человека его задатков.
· принцип деятельностного развития, основывающийся на том, что личность формируется и развивается в деятельности. Основные виды деятельности детей 3-10 лет – это игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, досуговая деятельность.
· принцип поликультурности. Поликультурное образование исходит из идеи, что все обучающиеся и воспитанники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик должны иметь равные возможности получения равноценного образования, уважения и внимания, а также социального развития в соответствии со своими потребностями.